Комплексы Электры и Эдипа


Согласно Зигмунду Фрейду и его последователям по психоанализу, комплекс Эдипа - это комплекс детских переживаний, состоящий из влечения мальчика к матери с ревностью и недоброжелательством по отношению к отцу, развивающимся в этой связи. 
-источники один, два, три-

Разрабатывая учение о неврозах, Фрейд пришел к выводу о наличии сильных сексуальных мотивов в их этимологии. Обращаясь за подтверждением своей гипотезы к мифологическим сюжетам, художественным и литературным памятникам истории, Фрейд особое внимание уделяет древнегреческому мифу о царе Эдипе [читать статью в блоге].

Подобные легенды распространены у многих народов. Кара, постигшая Эдипа, отражает социальный запрет на брачные отношения между прямыми родственниками (инцест). Корни этого запрета уходят в глубокую древность, когда нашими предками было отмечено, что дети, рожденные в результате таких отношений, более слабые и менее жизнеспособные (потому что чаще страдают наследственными заболеваниями, так как выше вероятность объединения рецессивных генов). Замечено было даже, что наиболее здоровые дети рождаются тогда, когда супруги принадлежат к разным племенам.

В этих мифологических сюжетах Фрейд усмотрел не только доказательства того, что сексуальные влечения являются основой деятельности человека, но и подтверждение идеи о существовании тех сексуальных комплексов, которые якобы с детства заложены в человеке.
Эдипов комплекс, являясь одним из базовых образований, определяет далее специфику сексуальной жизни человека, особенности его склонностей, странностей, вкусов и привычек. Преформации этого комплекса лежат и в основе неврозов и невротических реакций человека.
Во взрослой жизни человека комплекс Эдипа вытесняется в сферу бессознательного, является универсальным для мужчин и определяет многие аспекты их сексуальности и невротизма.
Соответственно у девочек и женщин формируется и развивается так называемый комплекс Электры.

По Фрейду, первоначально девочка привязана к отцу и матери в равной степени, однако в дальнейшем, когда она обнаруживает отсутствие у себя пениса, у неё появляется сексуальное влечение к отцу, а также желание забеременеть от него. В то же время она становится более враждебной по отношению к матери, обвиняя её в своей «неполноценности». Такие выводы основываются на теории «зависти к пенису», согласно которой девочка завидует своему отцу, у которого есть пенис, и так желает овладеть им, что думает даже о рождении ребёнка. Она полагает, что беременность компенсирует отсутствие полового члена и позволит обрести равный с отцом статус.



Для благополучного разрешения Эдипова комплекса ребенок нуждается в родительском понимании и поддержке. Если ребенку этого не было дано в полной мере, либо он пережил стресс (наиболее часто таким стрессом является рождение еще одного ребенка, конфликтные отношения между родителями или воспитание ребенка в неполной семье), то трудности Эдипова комплекса могут сохраняться на протяжении долгого времени, вызывая проблемы в отношениях с людьми, в семейной жизни, либо способствовать развитию невроза или другого психического расстройства.

Мужчину, который «застрял» в ситуации Эдипова комплекса, часто называют «маменькин сынок». Он может быть почти полностью зависим от матери. Американский психолог А.Брилл описал случай, когда мужчина спал в одной постели с матерью вплоть до ее смерти. Мужчине было уже 40 лет и после смерти матери у него случился нервный срыв. Подобный мужчина, как правило, не может создать семью, поскольку не способен по настоящему полюбить ни одну женщину. Он может разумно объяснять свое поведение (мать болеет, нуждается в его поддержке и помощи) и даже не догадываться о бессознательных механизмах, играющих роль в его жизни, о том, что его сексуальная энергия направлена на собственную мать. Часто он злится на мать и даже ненавидит ее за то, что она лишила его нормальной жизни. Но строгое Супер-эго никогда не позволит этому человеку понять истинную причину своих проблем, а будет направлять сексуальную энергию в другое русло – карьерный рост, наука, политика, бизнес…

Часто Эдипов комплекс оказывает бессознательное влияние но выбор спутника жизни. Ведь именно в возрасте 3 – 5 лет ребенок на примере своих родителей создает идеал настоящей женщины и настоящего мужчины.
Если проанализировать браки с большой разницей возраста супругов, то мы, возможно, увидим отыгрывание проблем Эдипова комплекса в большинстве из них.
Возможен вариант, когда серьезный человек влюбляется «как мальчишка», удивляя всех вокруг и даже самого себя одержимостью и силой своей любви. Может оказаться, что незначительный жест, внешнее сходство или какая-то милая привычка так напоминают мамочку серьезного человека.
В конфликтных ситуациях с тещей или свекровью несомненные атрибуты Эдипова комплекса – любовь и ненависть, так же проявляют свое влияние.



Современные психоаналитики, а также психоаналитики направлений, отличных от классического фрейдистского направления, иначе смотрят на концепцию эдипова комплекса, привнося в неё свои собственные элементы либо перераспределяя акценты в уже имеющихся.

Карл Густав Юнг указывал, что эдипов комплекс Фрейда не может адекватно описать аналогичную стадию у девочек (по Фрейду, девочки на этой стадии психосексуального развития испытывают гомосексуальное влечение к матери). В связи с этим в 1913 году Юнг ввел новый термин — «комплекс Электры», согласно которому девочка, подобно дочери Агамемнона Электре, испытывает сексуальное влечение к своему отцу и враждебные побуждения по отношению к матери. Кроме того, признавая наличие сексуального аспекта, Юнг считал его лишь производной от символического стремления вернуться к источнику жизни.

Альфред Адлер указывал на то, что эдипов комплекс Фрейда пренебрегает влиянием братьев и сестер на психическую жизнь человека. Впоследствии Адлер полностью переформулировал все процессы, затрагиваемые эдиповым комплексом, в терминах и понятиях своей школы. Он утверждал, что интерпретацию эдипова комплекса следует строить исключительно на избалованности ребёнка и что, более того, эдипов комплекс является ничем иным, как одним из многих проявлений избалованности. Сексуальный же аспект вступает в силу по той причине, что избалованный ребёнок, привыкший к удовлетворению всех своих желаний, созревает в скором темпе и в сексуальном отношении, а провоцирующие ласки матери только усиливают проявление упомянутых явлений. Исходя из этих соображений Адлер писал:
«Эдипов комплекс — не краеугольный камень, а просто порочный неестественный результат материнского попустительства».

Эрих Фромм, признавая наблюдения Фрейда за проявлениями эдипова комплекса правильными, тем не менее, предлагал понимать эдипов комплекс не столько в узком сексуальном смысле, сколько в более широком, согласно которому сущность инцеста в эдиповом комплексе состоит в том, что индивид стремится оставаться ребёнком, привязанным к оберегающим фигурам (не обязательно только к матери). Эта привязанность в основном не сексуальна. Конфликт же между отцом и сыном, по Фромму, является продуктом авторитарного патриархального общества, в рамках которого сын рассматривается в качестве собственности отца. И этот конфликт, в свою очередь, имеет мало общего с сексуальным соперничеством, а является выражением стремления индивида отстоять свою независимость и свободу.

Мелани Кляйн явилась одним из первых психоаналитиков, подчеркивающих то, что эдипов комплекс Фрейда, как и вся теория Фрейда, занижает влияние матери в психической жизни индивида; она также подвергала критике использование Фрейдом мальчика в качестве модели развития. Помимо этого Кляйн пришла к выводу, что эдипальные отношения можно наблюдать даже на первых годах жизни ребёнка:
«Я неоднократно упоминала о том, что эдипов комплекс начинает действовать раньше, чем обычно считается. В моей последней статье „Психологические принципы детского анализа“ я рассмотрела этот вопрос детально. Вывод, к которому я пришла, заключался в том, что эдиповы тенденции появляются в результате фрустрации, которую переживает ребёнок, когда его отнимают от груди, и что они становятся явными в конце первого и в начале второго года жизни».
Кляйн считала что с возраста семи месяцев (когда у малыша начинают развиваться когнитивные способности), он начинает осознавать что объект (мать) и частичный объект (грудь) не принадлежат только ему и что он должен разделять их ещё с кем-то. Вследствие этого понимания, у малыша зарождается эдипова тенденция в виде ревности к матери. Впоследствии в теории Мелани Кляйн эдипову комплексу уделялось второстепенное значение, а основной её компонентой стала так называемая «депрессивная позиция».

Отто Ранк подвергал сомнению фрейдистскую позицию, согласно которой ключевым в образовании Сверх-Я являются кастрационные угрозы отца. Взамен он придерживался взгляда, что в нормальном развитии Сверх-Я принимает участие, в первую очередь, образ строгой матери (то есть не реальной, а той, как в садистском аспекте её понимает ребёнок).
Позже Ранк ещё более отклонился от классического фрейдизма, когда поставил под сомнение первостепенную значимость эдипова комплекса как такового в психической жизни индивида. Согласно Ранку, ключевым фактором в образовании всех неврозов является так называемая травма рождения, явившаяся следствием отторжения ребёнка из чрева матери, а аналогом фрейдовского инцестуозного влечения выступает стремление индивида вернуться в материнское лоно. Также Ранк разрабатывал представления, схожие с представлениями Эриха Фромма. По Ранку, ребёнок стремится к тому из родителей, который менее посягает на его индивидуальность. В случае с мальчиком таковым родителем, как правило, оказывается мать, поскольку отец относится к сыну, как к продолжению своего эго. По этому поводу Ранк писал:
«Родители борются открыто или подспудно за душу ребенка в биологическом (противоположный пол) или эгоистическом смысле (одинаковый пол); ребенок соответственно использует родителей и настраивает их друг против друга, чтобы спасти свою индивидуальность».
Карен Хорни подвергала критике как сексуальную окраску эдипова комплекса, так и мнение Фрейда о биологической детерминированности его возникновения, заявляя, что отсутствие биологической обусловленности феномена можно утверждать с уверенностью. Она также указывала, что эдипов комплекс является не первичным образованием и краеугольным фактором возникновения неврозов, а всего лишь реакцией ребёнка на некоторые процессы в семейных отношениях: стремление матери сделать ребёнка объектом слепой привязанности, наблюдение ребёнком сексуальных сцен и т. д. В заключение одной из своих работ Хорни пишет:
«…Эдипов комплекс нельзя рассматривать как источник невроза, так как он сам является невротическим образованием».
То есть, по Хорни, эдипов комплекс является следствием невроза, а не его причиной. Ещё одним пунктом критики Карен Хорни явилось понимание Фрейдом развития эдипова комплекса у девочек, которое она считала совершенно неправильным, «результатом искаженного понимания женской психологии» и «продуктом мужского нарциссизма».

Эдипов комплекс в рамках современного психоанализа

Как уже отмечалось выше, современные психоаналитики признают существенную роль эдипова комплекса в психосексуальном развитии человека. Однако некоторые пункты теории Фрейда подверглись ревизии и пересмотру. Так, многие психоаналитики отвергают тезис об универсальности и биологической детерминированности эдипова комплекса. Концепция развития эдипова комплекса у лиц женского пола также не находит единодушной поддержки. В целом, многими психоаналитиками концепция эдипова комплекса понимается более свободно, чем она понималась Фрейдом: часто это понятие используется в самом широком смысле, например, в контексте обозначения и характеристики всей гаммы отношений ребёнка с родителями. Также в отличие от классического психоанализа, фокус источника эдипова комплекса сместился с биологического на социологический.

Categories:

Blogger news

Popular Posts

Blogroll

Popular Posts